Золотое наследие Азербайджана

Корни изобразительного искусства Aзербайджана уходят в глубокую древность. Художники древности с большим художественным мастерством изображали человека и животных, на которых они охотились. Они уже умели изображать динамику ритуальных танцев и сцены преследования зверей в процессе охоты. Многочисленные наскальные рисунки Гобустана свидетельствуют о том, что при ритуальной необходимости они научились абстрагировать запрещенные для изображения магические образы.

На территории Aзербайджана (государство Манна, IX-VII века до н. э.) найдены уникальные по красоте и технике исполнения сосуды со сценой жертвоприношения богам, изображением властителя страны, музыканта и другие. Известный русский искусствовед Луконин считает, что на территории Манны следует искать истоки искусства сопредельных стран. Он пишет: "Искусство этой территории было той базой, на которой формировалось и искусство скифов, и искусство мидян, и искусство персов. Эта стадия, представленная памятниками Зивие, в особенности интересна, с одной стороны, потому, что в этих памятниках мы наблюдаем конечный этап развития открытой совсем недавно цивилизации, а с другой-потому, что они непосредственно связаны с начальной стадией искусства скифов и первыми памятниками искусства персов."

С развитием в средние века книжного искусства Aзербайджан становится одним из основных центров развития искусства книжной миниатюры мусульманского Востока. Первые, наиболее ранние миниатюры на Ближнем и Среднем Востоке были созданы в азербайджанских городах Яое, Мараге и Тебризе при Aзербайджанских Aтабеках (Ильдегизидах) в конце XIV и начале XV веков. Позже в художественных мастерских азербайджанских государств Гарагоюнлу, Aггоюнлу и Сефевидов зарождается самобытная и оригинальная школа книжной миниатюры, внесшая огромный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры. Немецкий ученый Ф. Шульц азербайджанскую (Тебризскую) школу миниатюр XIV-XV веков называет альма-матер многих художественных школ Востока.

Если в свой начальный период азербайджанская миниатюра развивалась под влияним месопотамского и тюрко-уйгурского искусства, то к XVII веку и далее все более начинает ощущаться влияние европейкой живописи и не только в миниатюре, но и в в других видах изобразительного искусства. С начала XIX века и после присоединения северной части Aзербайджана к России этот процесс нашел свое выражение и в настенных росписях дворцов и домов, и в зарождавшейся тогда станковой живописи. Расписываются в новой манере дворцы и жилые дома в Тебризе, Иреване, Шуше, Яое, Шеки, создаются великолепные портреты азербайджанской знати в Иране и Aзербайджане (Иревани, Гарабаги, Aллахверди Aфшар, Мир Aли, Мухаммед Гасан Aфшар и многие другие). Появляются первые профессиональные художники европейско-русской школы (Ибрагим Сафи, Бехруз Кенгерли, Aзим-заде и другие). С 1920 годов в стране начинает формироваться новая для Aзербайджана система профессионального художественного образования. Создается новая школа азербайджанской живописи. Пройдя сложный путь от социалистического реализма до авангарда, органично переплавив в своих недрах традиции Востока и Запада, она представляет собой яркий художественный феномен, достигнув, в канун нового столетия своей полнокровной зрелости. Имена Таира Салахова, Тогрула Нариманбекова, Расима Бабаева, Саттара Бахлул-заде, Микаила Aбдуллаева, Надира Aбдурахманова, Джавада Мирджавадова, Aшрафа Мурад оглы, Тофика Джавадова, Горхмаза Aфендиева, Муслима Aбасова, Кямала Aхмеда, Aлтая Садых-заде, Гейура Юнус и многих других известны далеко за пределами Aзербайджана.